МБДОУ "Яйский детский сад "Чайка"

Четверг, 21.11.2024, 11:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » Почему дети фантазируют
14:41
Почему дети фантазируют

Почему дети фантазируют

 

Все дети - фантазеры. Мы уми­ляемся выдумкам пятилетних  и сердимся, сталкиваясь со странной, непонятно чем вызванной ложью восьмилетних рассказывающих са­мые невероятные истории.

 

В любом случае ясно выступают два момента. Во-первых, ребенок выдает себя за участника событий. Во-вторых, ложь этих рассказов обычно не имеет ни­чего общего с желанием скрыть плохой поступок, избежать наказания и добить­ся награды. Иначе говоря, она никак не связана с понятными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.

Выдумки детей иногда пугают. Мама одной четырехлетней девочки рассказы­вает: «Представляете, придумала какой-то черный цветок, который в темноте при­летит ее душить. Я объясняю, что цветы не могут летать и душить. Она слушает, но чувствую: не верит».

Про пятилетнюю мы думаем: «Вот выдумщица!» Восьмилетнему - в лучшем случае - скучно объясняем, какая нехо­рошая штука - ложь, в худшем - строго «разоблачаем» и стыдим врунишку.

Десятилетнего убеждаем в том, что пора уже «вырасти из детских глупо­стей». А сами подумываем: «Не сходить ли с ним к психиатру?»

В чем причина неумной тяги ребенка к необычному? Развивающийся мозг нуж­дается в постоянном притоке информа­ции, получаемой от всех органов чувств. В основе обучения лежит процесс обра­зования временных связей - нервного ме­ханизма, который объединяет отдельные раздражители, поступающие в мозг. Этот процесс является основой своеобразной «кладовой» жизненного опыта ребенка.

У маленьких детей временные связи еще не устойчивы, гибки. Они активно на­капливаются, но постоянно перестраива­ются. Перестраивающий механизм и ле­жит в основе детского фантазирования.

«Бескорыстная» ложь

Какую же роль играет воображение в процессе развития ребенка? Потребность новых впечатлений у него огромна, а воз­можность их переработки мала. Возника­ет конфликт между избытком информации и недостатком средств, необходимых для ее понимания. В этих условиях детский мозг должен, как калейдоскоп, перестраи­вать исходный материал и таким образом увеличивать объем воспринимаемого.

Всякий недостаток информации при сильной познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций (беспокойства, страха). Достраи­вая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок избавляет себя от разрушитель­ного действия отрицательных эмоций.

У дошкольников двигателем вообра­жения сначала является стремление до­строить картину мира, проникнуть в суть предметов и явлений. У детей постарше ведущей становится приспособительная функция воображения. Важно не только, чтобы им самим было интересно. Не ме­нее важно, чтобы и другим с ними было интересно. Ребенку нужно, чтобы ему удивлялись, сочувствовали. Воображе­ние становится активным средством най­ти партнера, вовлечь его в процесс обще­ния. Так возникает «бескорыстная» ложь.

Именно на этом пути дети сталкива­ются с непониманием взрослых, а ино­гда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками. Естественная защитная реакция - пере­стать рассказывать. Но это еще не зна­чит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, его фантазии все более отрываются от дей­ствительности. Понемногу ему становит­ся даже интересней оставаться наедине со своими мечтами (где он сильный, сме­лый, красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не все складывается удачно).

Вернуться в страну детства

Дети не принимают идущих от здраво­го смысла доводов, вроде того, что «цве­ты не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «цветы все могут». Но достаточно сказать, напри­мер: «Вредный цветок бессилен, потому что колючий кактус на окне - хороший сторож и не пустит цветок в комнату», как ребенок почувствует себя в полной безопасности.

Забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Понимание несложной симво­лики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в Ваших силах предотвратить многие неприятности. Если малыш создает в воображении несуществующих друзей-заступников, задумайтесь, не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Если детей мучают ночные страхи, стоит об­ратить внимание на то, что они читают, какие передачи смотрят по телевизору, насколько это соответствует их возрасту.

Может быть, ребенка надо избавить от той информации, которую он пока не может усвоить. Непосильное должно быть обяза­тельно замещено другим - посильным.

Наконец, Вы сможете постепенно направлять фантазию ребенка в русло творчества. Старайтесь, чтобы обра­зы, созданные воображением, получа­ли воплощение в рисунках, фигурках из пластилина, различных поделках и т. п. Постепенно он станет более самостоя­тельным, но и это не означает, что можно больше не обращать внимания на то, как и о чем ребенок фантазирует.

Для управления детской фантазией не нужны особые способности. Внима­тельное отношение к внутреннему миру ребенка подскажет правильный путь в каждом случае. Роль ведущего потребует напряженной работы нашего собствен­ного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в страну своего детства. И тогда только Вы сможете до конца понять малыша, установить с ним желанный контакт.

Просмотров: 850 | Добавил: metodist | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0