Почему дети
фантазируют
Все дети - фантазеры.
Мы умиляемся выдумкам пятилетних и
сердимся, сталкиваясь со странной, непонятно чем вызванной ложью восьмилетних
рассказывающих самые невероятные истории.
В любом случае ясно выступают два момента. Во-первых, ребенок выдает
себя за участника событий. Во-вторых, ложь этих рассказов обычно не имеет ничего
общего с желанием скрыть плохой поступок, избежать наказания и добиться
награды. Иначе говоря, она никак не связана с понятными для нас мотивами,
толкающими ребенка на обман.
Выдумки детей иногда пугают. Мама одной четырехлетней девочки рассказывает:
«Представляете, придумала какой-то черный цветок, который в темноте прилетит
ее душить. Я объясняю, что цветы не могут летать и душить. Она слушает, но
чувствую: не верит».
Про пятилетнюю мы думаем: «Вот выдумщица!» Восьмилетнему - в лучшем
случае - скучно объясняем, какая нехорошая штука - ложь, в худшем - строго
«разоблачаем» и стыдим врунишку.
Десятилетнего убеждаем в том, что пора уже «вырасти из детских глупостей».
А сами подумываем: «Не сходить ли с ним
к психиатру?»
В чем причина неумной тяги ребенка к необычному? Развивающийся мозг нуждается
в постоянном притоке информации, получаемой от всех органов чувств. В основе
обучения лежит процесс образования временных связей - нервного механизма,
который объединяет отдельные раздражители, поступающие в мозг. Этот процесс
является основой своеобразной «кладовой» жизненного опыта ребенка.
У маленьких детей временные связи еще не устойчивы, гибки. Они активно накапливаются, но постоянно перестраиваются.
Перестраивающий механизм и лежит в основе детского фантазирования.
«Бескорыстная» ложь
Какую же роль играет воображение в процессе развития ребенка?
Потребность новых впечатлений у него огромна, а возможность их переработки
мала. Возникает конфликт между избытком информации и недостатком средств,
необходимых для ее понимания. В этих условиях детский мозг должен, как
калейдоскоп, перестраивать исходный материал и таким образом увеличивать объем
воспринимаемого.
Всякий недостаток информации при сильной
познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций
(беспокойства, страха). Достраивая с помощью воображения картину мира,
восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок избавляет себя от разрушительного
действия отрицательных эмоций.
У дошкольников двигателем воображения сначала является стремление достроить
картину мира, проникнуть в суть предметов и явлений. У детей постарше ведущей
становится приспособительная функция воображения. Важно не только, чтобы им
самим было интересно. Не менее важно, чтобы и другим с ними было интересно.
Ребенку нужно, чтобы ему удивлялись, сочувствовали. Воображение становится
активным средством найти партнера, вовлечь его в процесс общения. Так
возникает «бескорыстная» ложь.
Именно на этом пути дети сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда
и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками.
Естественная защитная реакция - перестать рассказывать. Но это еще не значит
перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, его
фантазии все более отрываются от действительности. Понемногу ему становится
даже интересней оставаться наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый,
красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не
все складывается удачно).
Вернуться в страну детства
Дети не принимают идущих от здравого смысла доводов, вроде того, что
«цветы не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «цветы
все могут». Но достаточно сказать, например: «Вредный цветок бессилен, потому
что колючий кактус на окне - хороший сторож и не пустит цветок в комнату», как
ребенок почувствует себя в полной безопасности.
Забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном
общении. Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать
желания, тревоги, страхи, и тогда в Ваших силах предотвратить многие
неприятности. Если малыш создает в воображении несуществующих
друзей-заступников, задумайтесь, не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь?
Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они
читают, какие передачи смотрят по телевизору, насколько это соответствует их
возрасту.
Может быть, ребенка надо избавить от той информации, которую он пока не
может усвоить. Непосильное должно быть обязательно замещено другим -
посильным.
Наконец, Вы сможете постепенно направлять фантазию ребенка в русло
творчества. Старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали
воплощение в рисунках, фигурках из пластилина, различных поделках и т. п.
Постепенно он станет более самостоятельным, но и это не означает, что можно
больше не обращать внимания на то, как и о чем ребенок фантазирует.
Для управления детской фантазией не нужны особые способности.
Внимательное отношение к внутреннему миру ребенка подскажет правильный путь в
каждом случае. Роль ведущего потребует напряженной работы нашего собственного
воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в страну своего
детства. И тогда только Вы сможете до конца понять малыша, установить с ним
желанный контакт. |