От игры к
учебе
Перед школой наши дети плавно входят в очередной
кризис - кризис 6-7лет. По сравнению с другими, он проводит мягче, это
действительно плавный переход от игрушек
к полезным занятиям. Этот кризис
может нагрянуть и раньше, лет в пять, и тогда проводить он будет несколько
напряженнее. Но случается подобное только в том случае, если Вы вовремя не
заметите его и не среагируете правильно.
Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что
думает и чувствует их малыш. У него появляется своя жизнь, и он не собирается
пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она?
1. Просто Ваш ребёнок потерял две свои прелестные детские
черты: наивную непосредственность и импульсивность.
Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не
задумываясь о последствиях. Импульс «хочу» у него куда сильнее, чем мысль: «к
чему это приведет». Хочется поскакать по луже - и поскачет!
Дожив до 6-7 лет, ребёнок научился заранее оценивать
ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока
перевешивает, но... пока. По луже-то он, может, и поскачет, но грязь со штанов
и ботинок постарается оттереть, чтоб
мама не заметила.
2. Эмоции, как и
прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим
поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все
лучше и лучше. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти,
сказать Вам что-то, и только по размазанному следу на щеках Вы догадаетесь о
том, что ему было плохо.
3. Растущий ребенок
начинает обобщать свои переживания. Раньше у малыша случались и удачи, и
промахи, но каждая неудача была как бы отдельным примером и в целом не влияла
на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания
суммируются. И из этой «суммы» делаются выводы, «какой я» и «как ко мне
относятся».
4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более
реалистичным. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему
любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
5. Ребенок начинает
осознавать свое место в системе человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое
положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция.
Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к
миру в целом. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники, позволяющие
им доверчиво познавать мир, а помощники, которые поведут их дальше, дадут
новые знания.
Если Вы заметили, что Вашему малышу вдруг надоел детсад и
собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия,
как раньше, а ведет он себя как-то не так, дайте ребенку возможность активно
учиться (танцам, музыке, пилить или изучать
азы домашнего хозяйства) - и все будет в порядке. На смену игровой мотивации
пришла другая - познавательная. Учиться - это получать знания, развивать свои
способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем,
заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность
своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает
полезные навыки и развивает свой интеллект.
На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести
уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок
убедится в этом, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно. Комплекс
неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог
поверить в свои способности.
На этой школьной ступеньке ребенок должен: научиться
учиться и получать от этого удовольствие; научиться завязывать, поддерживать
отношения с людьми; обрести уверенность в себе, в своих способностях и
возможностях.
Условия роста и развития, в сущности,
просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки
на ступеньку - вверх - по лесенке развития. Нам остается только понять
особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные
условия для этого подъема. |